Предыдущие попытки.
1996 год. Первая экспедиция
Дмитрий
Шпаро и его сыновья Никита и Матвей впервые пытаются пересечь
Берингов пролив на лыжах. 16-20 марта, за 4 дня пути, путешественники
преодолели 52 км по движущимся льдам. На надувной лодке
они форсировали открытую воду. Лагерь путешественников посетила
медведица с медвежатами.
В ночь с 19 на 20 марта начался встречный дрейф льдов со
скоростью 3 км/ч. Лагерь сместился на 150 км, лыжников уносило
в открытое море, и они решили дать сигнал SOS. На Чукотке,
из-за шторма, вертолеты и самолеты не могли подняться в
воздух. В этих условиях, впервые в истории отношений между
Россией и США, русские обратились к американцам с просьбой
оказать помощь, и Береговая охрана США (The US Coast Guard)
провела операцию спасения.
1997 год. Вторая экспедиция
Дмитрий, Никита и Матвей Шпаро, а также видеооператор Илья
Новиков стартовали от берега Чукотки 28 февраля. И.Новиков
обморозил пальцы и нуждался в срочной медицинской помощи.
Он был эвакуирован. Вторичный старт (три человека) состоялся
7-го марта.
Дважды, 7 и 8 марта, в воду погрузился Н.Шпаро. Были утоплены
лыжа и примус. Путешественники вызвали вертолет. Предполагалось,
что он эвакуирует Н.Шпаро. Но вертолет не нашел группу ни
10, ни 11 марта. Лыжники возобновили движение.
13 марта, когда группа продолжала успешно прокладывать
путь к американскому поселку Поинт-Хоп, появился спасательный
вертолет. В связи с тем, что финансовые ресурсы на спасательные
работы были исчерпаны, группа согласилась на эвакуацию.
Неудачу 1997 года Дмитрий и Матвей Шпаро объясняют недостаточным
взаимопониманием между лыжниками, штабом экспедиции в Москве
и летчиками на Чукотке.
В 1998 году состоялось первое успешное пересечение
Берингова пролива по льду.
Были учтены ошибки предыдущих экспедиций. Перед стартом
создаются две базовые группы – в пос.Лаврентия, Чукотка,
и в г. Ном, Аляска. Связь между лыжниками, базовыми группами
и штабом в Москве поддерживается по спутниковым телефонам,
переданным участниками экспедиции норвежской компанией Nera.
На базах используются компьютеры Hewlett Packard, которые
позволяют береговым координаторам иметь карты фактической
погоды и карты прогноза погоды, а также карты ледовой обстановки.
Информация для маршрутной группы специально готовилась и
передавалась специалистом Росгидрометцентра, заведующим
Морской и ледовой лабораторией С.Т. Соколовым.
|